Ответственность предпринимателей и права потребителей

Сергиево-Посадский Территориальный отдел  Управления Роспотребнадзора по Московской области в целях наиболее полного и объективного информирования населения, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере защиты прав потребителей при приобретении товаров и услуг информирует о правах потребителей, закрепленных законодательством «О защите прав потребителей» и об ответственности продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера.

В настоящее время, прежде чем попасть от изготовителя в руки потребителя, товар проходит большую цепочку посредников. Посредники могут быть представлены уполномоченными организациями, уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами, продавцами.

Право потребителя на качество товара (работы, услуги) закреплено ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1  «О защите прав потребителей» (далее – Закон 2300-1).  Помимо качества потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Безопасность товара (работы) обязан обеспечивать изготовитель (исполнитель) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). При этом если срок службы не установлен изготовителем, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Таким образом, изготовитель несёт ответственность за безопасность товара (услуги) в течение срока службы, освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) закреплена ст. 12 Закона 2300-1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков закреплены ст. 18 Закона 2300-1. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Стоит отметить, что зачастую продавцы пытаются диктовать одно из предложенных законом 2300-1 требований по реализации прав потребителей, таким образом, лишая возможности  потребителя  выразить волеизъявление добровольно. Данные действия продавцов недопустимы.

Вышеизложенные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

Потребитель вправе потребовать замены товара и потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление у изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что потребитель может  обращаться с требованиями к любому из действующих лиц цепочки «изготовление-продажа».

Необходимо отметить, что в случае отказа в досудебном порядке урегулирования спора удовлетворить требования покупателя, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Ведущий специалист-эксперт

Кушакова А.В.

Поделиться