Александр
Великий |
Гефестион
Аминтор
Единственное
на сегодня официальное изображение Гефестиона. Обнаружено
экспедицией Форцетти в 1930 году. Долгое время считалось,
что это одно из многочисленных изображений Эфеба. Но найденный
в 1999 году постамент с посвятительной надписью от Александра
в корне изменил это мнение. |
ЛИТЕРАТУРА
1. М.Рено
"Божественное пламя" (1969)
- исторический роман о детстве и юности Александра, о той поре,
о которой сохранилось меньше всего исторических свидетельств.
М.Рено
"Божественное пламя", перевод с англ. Г.Швейника
Renault, Mary - Fire from Heaven - оригинальный текст романа
2. М.Рено
"Персидский мальчик" (1972) - роман о взаимоотношениях
Багоаса и Александра, написанный от лица Багоаса и вествующий о периоду жизни Александра, начиная с его первых известных завоеваний до самой смерти.
М.Рено
"Персидский мальчик", русский перевод
Renault, Mary - The Persian Boy - оригинальный текст романа
3. Ф.Шахермайр
"Александр Македонский" - Книга — итог многолетних исследований австрийского историка античности Ф. Шахермайра, связанных с личностью и деятельностью македонского царя Александра. Она охватывает все периоды жизни Александра Македонского, дает представление о той обстановке, которая окружала Александра с детских лет, рассказывает об истории Македонии, о географических и социально-экономических особенностях этой страны.
4. Плутарх "Сравнительные жизнеописания" - «Сравнительные жизнеописания» – это биографии великих деятелей греко-римского мира, объединенные в пары. После каждой из них дается небольшое «Сопоставление» – своеобразный вывод. До наших дней дошло 46 парных биографий и четыре биографии, пары к которым не найдены. Каждая пара включала биографию грека и римлянина, в судьбе и характере которых историк видел определенное сходство. Он интересовался психологией своих героев, исходя из того, что человеку присуще стремление к добру и это качество следует всячески укреплять путем изучения благородных деяний известных людей. Плутарх иногда идеализирует своих героев, отмечает их лучшие черты, считая, что ошибки и недостатки не надо освещать со «всей охотой и подробностью». Многие события античной истории Греции и Рима мы знаем, прежде всего, в изложении Плутарха. Исторические рамки, в которых жили и действовали его персонажи, очень широки, начиная с мифологических времен и кончая последним веком до н. э.
«Сравнительные жизнеописания» Плутарха имеют огромное значение для познания античной истории Греции и Рима, т. к. многие произведения писателей, из которых он почерпнул сведения, не дошли до нас, и его сочинения являются единственной информацией о многих исторических событиях, их участниках и свидетелях..
5. Догерти Пол "Александр Великий. Смерть бога" - Автор сосредоточил внимание на смерти Александра, на последних днях его жизни - в конце концов умер он совсем молодым, и смерть эта была внезапной и странной. Может, своей смертью он добровольно расплатился за громкую славу? Или кто-то намеренно укоротил его блестящую карьеру?..
6. Квинт Курций Руф "История Александра Македонского" - Исчерпывающий ответ на вопрос, почему Александра Македонского считают великим полководцем (и не только об этом).
7. Любовь Воронкова "Сын Зевса. В глуби веков" - В первой части дилогии - романе «Сын Зевса» - рассказано о детстве и юности Александра Македонского, о его учителе и наставнике Аристотеле, о первых победах юного полководца. Основные события романа происходят в годы правления македонского царя Филиппа II, который был готов на всё, чтобы подчинить Македонии Грецию и соседние государства. Вторая часть - «В глуби веков» - рассказывает о зрелом Александре. Теперь он великий полководец, который с огнем и мечом идет по дальним странам, проложив свой путь от Македонии до глубинных индийских царств. Вся бурная, противоречивая, наполненная событиями жизнь Александра подчинена одной цели - пройти весь мир, завоевать его и стать единственным его властелином.
8. Василий Истрин "Александрия русских хронографов (Исследование и текст)" - «Александрия» - это эллинистический литературный памятник II-III веков, повествующий о жизни и деяниях македонского царя Александра Великого. Прототип греческих «Александрий» византийского времени сложился на основе биографических повествований об Александре (известны названия таких не дошедших до нас произведений: «Деяния Александра», «Жизнь Александра Македонского», «История Александра Великого»). Впоследствии эта биографическая основа была дополнена легендами и преданиями о полководце и новыми сюжетными мотивами. Именно сочетание исторической значительности (речь шла о победах величайшего полководца древности и о крушении Персидской державы) с беллетристической занимательностью привлекало к «Александрии» широкий круг любопытствующих читателей.
9. Секунда Н., Макбрайд А. "Армия Александра Великого" - Книга Ника Секунды посвящена армии Александра Македонского. В IV в. до н.э. солдаты этого великого полководца совершили успешный завоевательный поход, пройдя путь от Македонии до Индии. На основе сохранившихся письменных и археологических свидетельств автор рассматривает устройство армии знаменитого военачальника, обмундирование и снаряжение его воинов. Реконструкция доспехов и вооружения войнов Александра Великого основана на мозайке из Помпеи и "Саркофага Александра". В книге основное внимание уделено описанию пеших и конных подразделений.
10. Боуз Парта "Стратегическое искусство Александра Македонского" - Александр Македонский до сих пор остается одним из тех деятелей мировой истории, которые вызывают наибольшее восхищение и служат образцом для подражания. В наши дни его поразительные и непревзойденные успехи вдохновляют многих лидеров бизнеса и политики. Парта Боуз, один из ведущих мировых экспертов в области бизнес-стратегий, рассматривает достижения и наследие Александра Македонского в новом и необычном ракурсе. Сочетая захватывающее биографическое повествование с убедительным анализом успеха корпораций, применивших уроки Александра в своем бизнесе, он объясняет, как успешные руководители компаний, политики и полководцы используют секреты Александра для решения современных проблем.
11. Бертельс Е. Э. "Роман об Александре и его главные версии на Востоке" - В этой небольшой книге Е. Э. Бертельса исследуются восточные "Александрии". Автор прослеживает историю развития образа Александра Македонского на Востоке от сасанидских текстов до Навои. Е. Э. Бертельс не только указывает на общие линии, но и выявляет особые черты в описании Александра у каждого из авторов.
12. Королев К. "Войны античного мира. Македонский гамбит" - Царь Филипп превратил Македонию в мощнейшее государство Греции, а походы его сына Александра привели к расширению границ греческого мира вплоть до Индии и обернулись возникновением синкретической "западно-восточной" цивилизации - эллинизма. И всю свою недолгую жизнь Александр разыгрывал рискованный гамбит с Ойкуменой, мечтая осуществить божественную идею - соединить все народы мира, возведя их в единый общечеловеческий стандарт. "Македонский гамбит" считается одним из наиболее выдающихся образцов военной стратегии.
ИСТОРИЧЕСКАЯ
СПРАВКА (из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)
Александр
Великий, сын Филиппа Македонского и Олимпии, дочери Эпирского
князя Неоптолема, род. в Пелле, 21 июля 356 г. до Р. X. Даровитый
по природе, он рано начал обнаруживать задатки великого характера,
исполненного жажды деятельности и любви к славе. Его воспитателями
и наставниками были: Леонид, родственник по матери, Лизимах, а
с 343 г. - Аристотель, под руководством которого он получил обширное
греческое образование. Талант полководца и мужество солдата он
проявил уже в 338 г. в битве при Херонее, где он разбил священное
войско фиванцев. По смерти Филиппа, убитого в авг. 336 г., А.,
едва 20 л. от роду, вступил на престол. Отомстив за убийство отца,
он обратился против греков, стремительным натиском заставил их
признать над собой его игемонию, как прежде они признавали ее
за его отцом и вынудил их предоставить ему неограниченную власть
верховного вождя в предстоящей персидской войне. Блестящим походом,
весною и летом 335 г., против варваров, обитающих в долине Дуная
и в Иллирии, он принудил их признать над собой его владычество
и помогать ему своими полчищами в персидской войне. Когда вследствие
распространившегося ложного слуха о его смерти, греки, в особенности
фиванцы, за которыми намеревались последовать подстрекаемые Демосфеном
афиняне, взялись за оружие, А. быстро подступил к стенам Фив и
разрушил их до основания (сент. 335 г.). Суровость, которую он
применил по отношению к фивам, положила конец противодействию
Греции. Назначив Антипатра своим наместником в Европе, А. выступил
в поход против Персов. Весною 334 г. он переправился через Геллеспонт
во главе огромного войска, состоявшего из 30000 пехоты и 5000
конницы. Приблизившись к р. Гранику, он узнал, что по ту сторону
реки его ждет несколько персидских сатрапов с 20000 конницы и
такой же численности пеших греческих войск. Не теряя времени,
он перешел Граник и разбил на голову сначала персидскую конницу,
а затем и греческую фалангу, из которой осталось в живых не более
2000 ч., взятых в плен (май 334). Большинство малоазийск. городов
открыло ворота победителю, в том числе и Сардес, только Милет
и Галикарнасс выказали некоторое сопротивление. В конце 334 и
в начале 333 г. А. покорил Карию, Ликию, Памфилию и Фригию, затем,
летом 333 г., Капподокию и направился отсюда к Киликию, но в Тарсе
опасная болезнь остановила это победное шествие.
Едва
поправившись, А., через киликийские проходы, двинулся на В., куда
за ним опрометчиво последовал Дарий Кодоман, вместо того, чтобы
ждать его на равнинах Сирии. Таким образом громадное персидское
войско оказалось в тылу Македонян. Обе армии сошлись у Иссы, в
ноябре 333 г. Под напором войска А., ряды персов смешались и,
в страшном беспорядке, обратились в бегство. Лагерь, а с ним вместе
и семейство Дария, достались победителю; с родственниками персидского
царя А. очень хорошо обошелся. Дарий бежал к Евфрату, а А. направился
в Финикию, с целью укрепить за собою малоаз. прибрежье. Мирные
условия, дважды предложенные Дарием, были отклонены А. Победа
при Иссе открыла македонянам путь на Ю. Они заняли Дамаск, в котором
хранились сокровища, привезенные персами, и другие города малоаз.
прибрежья, только Тир еще не сдавался, но 7-ми месячная, необыкновенно
тяжелая осада сломила и его сопротивление (332). С этим городом
последняя точка опоры перс. флота на Средиз. море перешла в руки
А. Отсюда он направился в Палестину, где ему покорились все города,
кроме Газы, которую ему удалось взять только после двухмесячной
осады (ноябрь 332). Египет покорился ему без всякого сопротивления.
А. не касался местных обычаев и религиозных верований, в противность
персам, которые их часто оскорбляли; это приобрело ему доверие
и любовь населения и укрепило его господство в этой стране, чему
способствовала и чрезвычайно разумная организация управления,
введенного им в Египте, где он основал Александрию, сделавшуюся
одним из первых городов древнего мира. Отсюда он двинулся, в начале
331 г., через Ливийскую пустыню к храму Зевса (Юпитера) Аммона,
жрецы которого посвятили его, по обычаю древних фараонов, в "сына
Аммона" ("сына солнца"). Весною 331 г. А. вновь
выступил против Дария, который успел собрать новое войско в Ассирии.
При Гангамелле, недалеко от Арбелл и развалин Ниневии, встретились
противники. Несмотря на значительный перевес перс. войска, Д.
одержал над ним, благодаря искусной тактике блестящую победу.
Оставив все свое войско и все сокровища в руках неприятеля, Дарий
бежал в Мидию, а А. двинулся к югу. Вавилон и Суза, эти сокровищницы
древнего мира, открыли неприятелю свои ворота.
Покончив
с завоеваниями, нужно было заняться устройством завоеванной территории.
А. привлек к управлению туземцев, поручив только военные и финансовые
дела ведению греков и македонян; он стремился вообще к слиянию
македонян и персов, что, конечно, не могло случиться без того,
чтобы первые и сам А. не восприняли дурных сторон восточного быта.
Из Сузы А. направился к Персеполю. Проход туда, т. назыв. "Персидские
ворота", был защищаем 40000 войском, под предводительством
Ариобарзана. После тщетной попытки одолеть их, А. с частью своего
войска пошел в обход, взбираясь по горным тропинкам, напал на
них спереди и тылу, смял и победоносно вступил в город (янв. 330
г.). Знаменитый дворец персидских царей был сожжен - скорее по
политическим соображениям, нежели в припадке опьянения. В апр.
330 г. А. еще раз выступил против Дария, сначала в Экбатану, а
оттуда далее на восток. Известие, что несколько возмутившихся
сатрапов, в том числе Бесс, сатрап бактрийский, схватили бежавшего
Дария и низвергли его, заставило его еще более спешить, но Дарий
был убит прежде, чем ему удалось подоспеть (июль 330). Узнав об
этом, А. поспешил подчинить себе как Бесса, провозгласившего себя
персидским царем, так и остальную восточную часть персидской монархии,
а именно: Гирканию, Арию, Дрангиану и Арахозию, а затем, в 329
и 328 гг., - также Бактрию и Согдиану, противопоставившие ему
более серьезное сопротивление, чем он до сих пор встречал. Ему
приходилось там, несмотря на то, что в Согдиане ему выдали Бесса
(329), подавлять постоянно возникающие возмущения народа и осаждать
укрепленные жилища знати. Таким образом он проник до самых восточных
пределов персидского царства и перешел даже за р. Яксарту, в страну
скифов. Овладев считавшеюся до тех пор неприступной горною крепостью
и подчинив себе таким образом окончательно Согдиану, он женился
на Роксане, дочери бактрийского князя Оксиарта, и укрепив таким
образом за собой Бактрию, сделал этим важный шаг для поддержания
своего владычества в этой стране.
При
постоянной борьбе с внешним врагом, А. приходилось в то же время
бороться с македонской аристократией, среди которой было много
недовольных, вступавших в заговоры против него. Уже осенью 330
г., в Профеазии и Дрангиане открыт заговор, в котором оказался
замешанным предводитель македонск. аристократии Филот. Он был
казнен, а его отец, Парменион, вследствие того умерщвлен. В 328
г. А., в припадке гнева и опьяненный вином, заколол во время пира
Клита, который спас ему жизнь при Гранике, - поступок, в котором
он после глубоко раскаивался. Наконец, в начале 327 г. в Бактрии
открыт был заговор между македонскими знатными юношами, которые
все были казнены. Тот же заговор привел к гибели философа Каллисфена,
родственника Аристотеля. Подчинив себе последнего бактрийского
владетеля, А., весною 327 г., предпринял поход в Индию во главе
12000 т. войска состоявшего из европейск., и азиатск. сил и покорил
сначала племена, жившие к западу от Инда. Весною следующего 336
г. он перешел эту реку и вступил во владения Таксильского царя,
с которым он с давнего времени состоял в сношениях. Поддерживаемый
этим и другими индийскими владетелями, он с необыкновенным искусством
перешел реку Идасп, на противоположном берегу которой он разбил
встретившего его там царя Пора и взял его в плен, но вскоре освободил
и вернул ему его владения. Отсюда он проник в нынешний Пенджаб,
пройдя через целый ряд кровопролитных битв и намеревался проникнуть
во внутренность Индии, к Гангу, но общее недовольство и ропот
войска заставили его, в конце августа, отказаться от этого намерения
и вернуться к Идаспу. Достигнув снова Идаспа и приняв меры для
укрепления своего владычества во вновь завоеванных землях, А.
велел построить флот и, в ноябре 326 г., посадив на суда часть
своего войска, спустился с ними по Идаспу и Акезину, в во время,
как остальное войско следовало за флотом по обоим берегам реки;
покоряя на своем пути обитающие в этой местности племена, он дошел
до главн. города малийцев, при осаде которого был опасно ранен.
По выздоровлении, он пустился в обратный путь, перешел от Акезина
к Инду, спустился вниз по течению и дошел в июле 325 г. до Индийского
океана.
Организовав
управление этой новой территории, А. с большей половиной своего
войска двинулся через Гедрозию (Белуджистан) в обратный путь (кон.
авг. 325). Во время этого трудного перехода через громадную пустыню
погибла большая часть его отряда. Неарху было поручено вернуться
с флотом в Македонию; часть войска под предводительством Кратера,
была отправлена вперед, через Арахозию; в Кармании оба отряда
соединились, вскоре туда прибыл и Неарх с флотом и после короткой
остановки отправился в дальнейший путь (дек. 325). Обеспечив себе
владычество над завоеванными землями, А. приступил к окончательному
устройству нового края, причем краеугольным камнем своей политики
сделал стремление к слиянию македонских и греческих элементов
с восточными. Первые шаги на этом пути сделаны были в армии; это
вызвало неудовольствие среди македонских воинов, прорвавшееся
наружу в Описе на Тигре (июль 324), но это противодействие было
сломлено и план реорганизации всемирной армии, в смысле пополнения
ее силами всех завоеванных провинций, приведен в исполнение. Вскоре
после того А. пришлось потерять своего любимца, Гефестиона, умершего
в Экбатане; горесть его была безгранична; он похоронил своего
друга в Вавилоне с чисто царственною роскошью (осенью 324). В
этот город, который он намеревался сделать центром своей империи,
А. вступил в начале 323 г. Он жил здесь, занятый различными государственными
вопросами и новыми завоевательными планами, как вдруг, после одного
из пиров, внезапно заболел и несколько дней спустя умер на 33
г. жизни, не назначив себе преемника (8 или 11 июня, а может быть
еще в мае 323 г.). Птоломей, завладевший его трупом, перевез его,
в золотом гробе, в Александрию и похоронил там (322). После долгих
колебаний полководцы провозгласили царями тупоумного Арридея,
сына Филиппа и танцовщицы Филины, и Александра, сына А. от Роксаны,
родившегося после смерти отца, и поделили между ними монархию
А. Пердикка был назначен опекуном несовершеннолетнего царя и правителем
государства.
По
свойствам своей природы А. был может быть, величайшим и гениальнейшим
героем древности. Независимо от вопроса, удалось ли бы ему, если
бы он прожил дольше, дать хорошую политическую организацию бесчисленному
множеству покоренным им от Инда до Адриатики, народностей, несомненно,
что его кратковременная, но блестящая деятельность носила в себе
задатки всемирно-исторического значения, получившие потом свое
развитие, хотя и в совершенно другом направлении. Его царство
после его смерти распалось, но его преемники: Антигон, Селевк,
Птоломей, Лизимах и др. основали мало помалу в различных частях
его монархии государства, в которых (на вост., конечно, - только
до Тигра) греческая культура более или менее водворялась и имела
плодотворное влияние.
Художники
древности много трудились над изображением А.; из их произведений
особенно замечательны: картина Апеллеса, в Эфесе, изображающая
царя с молнией в руке и несколько мраморных изваяний Лизиппа,
изображавшего его по все моменты его жизни и в самых разнообразных
положениях; все они очень схожи с оригиналом. Сохранился еще,
находящийся в Риме в капитолийском музее, бюст, изображающий А.,
подобно Аполлону, устремляющего в даль вдохновенный и победоносный
взор. В этом художественном произведений особенно удивительно
соединение мягкости в постановке головы и мечтательности во взгляде
с мужественностью и героичностью осанки; необыкновенно хороши
также длинные волосы.
Литература
об А., его монархии и походах очень обширна. Первыми биографами
А. были некоторые из его сподвижников и приближенных лиц, как
то: Каллисфен, Клитарх, Опесикрит, описывавшие его деяния напыщенным
языком, полным преувеличений и измышлений, другие, как напр. Птоломей
и Аристовул, дали более достоверные описания. На писаниях Клитарха
основана, главным образом, история А. у Диодора, Иустина и Курциуса,
отчасти и у Плутарха; у Птоломея и Аристовула черпал (также как
Плутарх) Арриан, который вместе с тем пользовался, повидимому,
какой-то александрийской компиляцией, известной и Плутарху. Вследствие
этого Арриан является также источником для истории А. Сочинения
остальных современных ему историков собраны у Гейера (Geier "Alexandri
Magni historiarum scriptores aetate suppares", Лейпц., 1844),
а также в Дюбнеровском издании Арриана (Пар., 1846). Новые обработки
истории этой эпохи принадлежат: Дройзену "Geschichte A. d.
Gr. von Maced. " (3 изд., Гота, 1880); Гроте "History
of Grece" (нем. пер. Мейснера, т. 6., Лейпц., 1857); Рюстову
и Кёхли, "Gesch. des griech. Kriegswesens" (Aapay, 1852);
Шеферу, "Demosthenes u. seine Zeit" (Schafer. т. 3,
Лейпц. 1858); Герцбергу, "Die asiat. Feldzuge A.s d. Gr.
" (Herzberg, 2 изд., Галле 1875); кроме того ср. Шпигель,
"Eranische Altertumskunde" (2 т., Лейпц., 1873). О художеств.
изображениях А. см. Мюллep, "Numismatique d'A. le Gr. "
(Копенг., 1885); Люцов "Munchener Antiken" (Мюнх., 1861);
Штарк, "Zwei Alexander-Kopfe der Sammlung Erbach u. des Britischen
Museums zu London" (Лейпц., 1879).
Элемент
чудесного, поразительного, возбуждающего фантазию, заключающийся
в истории этой кипучей и блестящей жизни вызвал целую массу романических
прикрас в рассказах о деяниях А. Самая известная из этих романических
историй - история так назыв. Псевдо-Каллисфена, написанная около
200 г. по Р. X., в Египте, на греческом языке и появившаяся потом
в латинском, сирийском и армянском переводах, обработках и извлечениях.
(На греческом языке издана впервые, вместе с Аррианом, Мюллером
(Пар., 1846, нем. Мейзель, Лейпц., 1871). Латинский перевод сделан
в начале IV в. Юлием Валерием. В Х в. в Неаполе появился латинский
перевод несколько измененного текста этой истории, сделанный священником
Леом; этот вариант (liber А. de procliis), излюбленный в средн.
века, составил источник, из которого черпали поэты, охотно воспевавшие
А. в полурасцвете рыцарства. Так, им воспользовался Альберих из
Безансона для своей А. эпопеи (отрывок помещен в немецком переводе
у Поля Гейзе, в его "Romanische Inedita" Берл., 1856),
послужившей основой стихотворению о походе А. на Восток, написанному
немецким свящ. Лампрехтом. Последнее дошло до нас в двух редакциях
и издано по обеим Вейсманом (2 т., Франкф., 1850). Кроме того
на немецком языке существуют поэтические обработки этого сказания
Ульриха ф. Эшенбаха (написаны между 1248 и 1284 и еще не напечатаны)
и Рудольфа Эммского (нап. между 1238 и 1241, тоже не напеч.) Ср.
Цахер "Pseudo Kallisthenes" (Галле; 1867). На французском
языке существуют обработки Ламбер ле Тора (Lambert le Tort) и
Александра (издана Мишеланом, Штутгарт, 1846); на английском -
эпос об А. XIII в. (изд. у Вебера, в его "Metrical romances",
т. 1. Эдинб., 1810), основанный на извлечении из Юлия Валерия.
Вальтер (Гвальтерус) из Лилля или Шатильона сочинил эпическую
поэму ("Аlеxandreis") на латинском языке, - канвой для
которой послужил рассказ Kypциyca, - много раз перепечатанную
(изд. Мюльденером, Лейпц., 1863) и, в свою очередь, послужившую
источником для У. ф. Эшенбаха. И для восточных народов А. был
любимым героем романтического эпоса; кроме Фирдузи, пользовавшегося
главным образом арабской обработкой liber de procliis для своей
"Шахнамо", жизнь и подвиги знаменитого героя воспеты
в Персии поэтом Низами в его "Искендер-намэ". Существуют
также и турецкие обработки этой истории. Ср. Шпигель, "Die
Alexandersage bei den Orientalen" (Лейпциг, 1851); "Nisamis
Leben und Werke und der zweite Teil des Nisamischen Alexanderbuchs"
(Лейпц., 1872).
|